Компрессор холодильника как выглядит
Содержание
Техника перестала включаться и работать? В первую очередь проведите диагностику мотора — эту деталь называют «сердцем». Как проверить компрессор холодильника? Если вы не хотите обращаться в сервисный центр и платить мастеру, мы расскажем, как выполнить работу своими руками.
Принцип работы и устройство мотора
Работа холодильника любой модели («Атлант», «Индезит», «Стинол») в целом одинакова. Основывается на циркуляции хладагента (фреона) в системе. Изначально хладагент — это газ, давление, которое создает компрессор, способствует его попаданию в конденсатор. Там газ охлаждается, превращается в жидкость и перетекает в испаритель. Нагреваясь, жидкость переходит в первичное состояние и повторяет цикл.
Поэтому, если с работой компрессора возникли проблемы, он не будет создавать давление либо его будет недостаточно для нормальной работы.
Степень охлаждения — температуру в камере — регулирует термостат. От него сигнал переходит к пусковому реле мотора, которое запускает весь процесс.
С задней стороны корпуса агрегата расположен мотор-компрессор. Он закреплен в специальном масле и покрыт защитным кожухом, который вы можете видеть на картинке.
Состоит электромотор из пусковой и рабочей обмотки, а также реле.
К корпусу подключается три вывода, один из которых является общим. Два других ведут к пусковой и рабочей обмотке. В последних моделях холодильников устанавливается электросхема, которая может регулировать скорость работы двигателя.
Проверка работоспособности
По каким причинам компрессор перестает работать:
- Сгорел. Такое случается в результате резкого скачка напряжения и повышенной нагрузки.
- Сломалось пускозащитное реле.
- Неисправна проводка.
Случается, что устройство гудит и работает, но холода в камерах нет. Причиной может быть выход газа-фреона. Тогда лучше обратиться к специалисту, который обнаружит протечку и дозаправит систему.
Чтобы узнать, рабочий прибор или нет, воспользуйтесь мультиметром. Как только вы добрались до мотора, нужно убедиться, что корпус не пробивает, иначе он может ударить током. Чаще всего такое случается в старых холодильниках. Приложите щупы мультиметра к корпусу и каждому контакту поочередно. Если на дисплее показывает «∞» — значит, все в порядке. Если на табло появились цифры, обмотка неисправна.
Чтобы выполнить дальнейшую диагностику, нужно демонтировать кожух и открыть доступ к компрессору. Для этого:
- Отсоедините проводку от контактов.
- Перекусите трубки мотора, которые соединяют его с другими частями.
Важно! Перед началом работ узнайте, какой тип хладагента используется в вашем холодильнике. Этот газ может быть взрывоопасным.
- Открутите крепежные болты кожуха и достаньте из корпуса.
- Отсоедините реле, выкрутив винты.
- Теперь возьмите прибор для проверки и измеряйте сопротивление между контактами.
- Приложите щупы к правому и левому выходному контакту. В норме сопротивление составит 30 Ом. Правый верхний покажет 15 Ом, а верхний левый — 20 Ом.
Исходя из модели двигателя и самого холодильника, значения могут отличаться ± 5 Ом.
- Если показания не совпадают, прибор неисправен. Если где-то показался обрыв — обычный или инверторный мотор подлежит замене или ремонту.
Компрессор выдержал проверку, но техника не работает? Значит, приступайте к дальнейшим испытаниям, но не тестером, а манометром.
- Вам нужно измерить давление.
- Подсоедините к нагнетающему штуцеру шланг с отводом.
- Запустите мотор.
- Измеряйте давление.
- Показания при исправном приборе должны быть 6 Атм и повышаться. В таком случае нужно быстро отключить манометр, иначе он сломается.
- Если давление немного не доходит до 6 Атм, такой двигатель может устанавливаться в холодильниках средних размеров. Показания доходят до 4-5 Атм, значит, мотор может использоваться в однокамерных холодильниках. Компрессор с давлением менее 4 Атм — нерабочий.
Проверка на исправность пройдена, но результата нет. Агрегат все также не включается. В таком случае можно установить работоспособность мотора подключением напрямую, без пускового реле.
Важно! Подобные работы опасны для жизни. Проводить подобную диагностику может либо мастер, либо опытный человек.
Выполните подключение двигателя через шнур по схеме:
В крайнем случае проверить, работает ли мотор, можно через реле. Возможно, ток не доходит до прибора.
- До этого диагностика проводилась без реле, теперь подключите его к мотору.
- Выполните запуск.
- Вооружитесь тестером с клещами.
- Прижмите клещами сетевой провод, который ведет к прибору.
- Посмотрите на показатели: при мощности 140 Вт ток должен быть 1,3 А. При мощности 120 В — 1,1–1,2 А.
Дополнительно проведите диагностику пускового реле. Его контакты также замеряются мультиметром.
Теперь вы знаете, как проверить мотор-компрессор своими руками. Для убедительности посмотрите видео о диагностике:
Холодильные устройства отличаются от другой крупной бытовой техники долговечностью, при этом функционируя ежедневно. Однако и они подвержены поломкам. При частых перепадах напряжения электросети первым выходит из строя компрессор для холодильника.
Именно этот механизм считается самым важным элементом системы, прогоняющим фреон по трубам, за счет чего и обеспечивается охлаждение.
Существующие разновидности компрессоров
Поломка самого важного элемента холодильника сулит существенные траты не только на приобретение нового прибора, но и на работу мастера.
Однако можно пойти другим путем и самостоятельно произвести замену. Какой бы вариант ни был выбран, в первую очередь потребуется подобрать нужный тип.
Коллекторный нагнетатель воздуха
Получая из источников информацию об инновационных моделях холодильников можно встретить такое понятие, как «обычный» компрессор. Однако, смысл его знает не каждый.
Под этим термином имеется в виду коллекторный механизм, с вертикально установленным валом электромотора. Он монтируется на пружинном механизме и закрыт герметичным коробом, тем самым обеспечивая высокую степень звукоизоляции системы.
В старых моделях использовалась горизонтальная компоновка, что и делало агрегат более шумным — вибрирование отражалось на всем корпусе.
Здесь используется стандартный принцип функционирования и технология, разработанная еще много десятков лет назад – нагнетатель работает до тех пор, пока в холодильном блоке не достигается заданный температурный режим, а потом выключается.
Холодильные агрегаты могут быть укомплектованы одним или двумя коллекторными нагнетателями. Если их два, тогда один поддерживает температуру в морозильном отсеке, а другой – в блоке охлаждения. Сейчас все реже можно встретить двухкомпрессорное оснащение
Обзорными моделями оснащают в основном бюджетные варианты холодильников и в этом их единственное преимущество перед другими представителями вида.
Инверторный – воплощение современных технологий
Модернизированные агрегаты комплектуются инверторным типом нагнетателя. Обычный компрессор выходит на пик своих возможностей при отключении, при этом в день таких повторений очень много, а соответственно, он подвержен быстрому износу и сокращению эксплуатационного срока.
Тогда как инверторные устройства работают даже при достаточном нагнетании воздуха в камерах, периодически снижая количество оборотов. Износостойкость комплектующих элементов при этом значительно ниже, а соответственно, срок бесперебойного использования – выше.
Основная особенность современных инверторных нагнетателей воздуха для холодильных устройств – непрекращающийся режим работы, а просто циклическое снижение оборотов
Лидирующие позиции в разработках инверторных устройств занимает компания Samsung, которая стала первой массово комплектовать не выключающимися механизмами холодильники. Производители дают десятилетнюю гарантию на их работу.
Экономность линейных устройств
Инновационные разработки в импортной технике задействовали новый вид нагнетателей – линейные. Принцип работы похож на предыдущие варианты приборов, однако такой тип функционирует намного тише и экономичнее.
В отличие от обычных механизмов в них отсутствует коленчатый вал. Посредством действия электромагнитных сил обеспечиваются возвратно-поступательные движения ротора.
Новые современные модели охладительных устройств представлены в компоновке с компрессорами инверторного типа. Они работают размеренно и плавно, без амплитудных перепадов, которые и являются основными причинами износа механизма
Линейные нагнетатели технически схожи с двумя предыдущими аналогами, однако имеют ряд существенных преимуществ:
- меньший вес;
- большая степень надежности при работе;
- отсутствие трения в плоскости сжатия;
- применение при низком температурном режиме.
Основным идеологом, который занялся активным внедрением нагнетателей линейного типа считается компания LG. Чаще всего их применяют в холодильниках с системой No Frost, имеющих индивидуальные регуляторы температуры в различных блоках.
Ротационные нагнетатели с пластинами
Ротационные (роторные) горизонтально или вертикально позиционированные нагнетатели оснащены одним или двумя роторами и являются аналогами двухшнековой соковыжималки, однако спирали винтового типа неравнозначные.
В зависимости от принципа работы их разделяют на два основных класса: с катящимся и вращающимся валом.
Между поршнем и корпусом компрессора с подвижными пластинами образуется зазор. За счет эксцентричности ротора его величина при воспроизведении вращений меняется, тем самым преграждая переход хладагента из одной зоны в другую
В первом случае агрегат представлен валом двигателя с насаженным цилиндрическим поршнем, находящийся эксцентрично относительно центра, то есть смещен.
Циклы вращения производятся внутри корпуса цилиндра. Зазор, имеющийся между корпусом и ротором, при вращениях меняет свои размеры.
В месте минимального отверстия расположен нагнетающий патрубок, максимального – всасывающий. К оборотному поршню, в свою очередь, посредством пружины прикреплена пластина, которая преграждает пространство между двумя патрубками.
Во втором варианте принцип работы аналогичный с одним отличием – пластины неподвижны и размещены на роторе. В процессе работы поршень вращается относительно цилиндра, а пластины поворачиваются вместе с ним.
Общий алгоритм работы холодильника
Функционирование всех холодильников основано на воздействии фреона, выступающего в роли хладагента. Передвигаясь по замкнутому контуру, вещество изменяет свои температурные показатели.
Под давлением хладагент доводится до кипения, а это от -30 °C до -150 °C. Испаряясь, он захватывает теплую атмосферу, расположенную на стенках испарителя. В результате температура в холодильном блоке опускается до заданного уровня.
Компрессор является основным узлом всех холодильников. Именно от его корректной работы зависит правильный уровень температуры внутри блоков
Помимо основного нагнетательного устройства, создающего давление в холодильнике, есть вспомогательные элементы, выполняющие заданные опции:
- испаритель, собирающий тепло внутри холодильного блока;
- конденсатор, вымещающий теплоноситель наружу;
- дросселирующее приспособление, регулирующее поток хладагента посредством капиллярной трубки и терморегулирующего вентиля.
Все эти процессы являются динамическими. Отдельно стоит рассмотреть алгоритм работы мотора и принцип действия при его неисправности.
Компрессор отвечает за системное регулирование перепадов уровня давления. В него затягивается испаренный хладагент, который сжимается и выталкивается обратно в теплообменный аппарат.
При этом температурные показатели фреона увеличиваются за счет чего он переходит в жидкое состояние. Функционирует компрессор с помощью электромотора, расположенного в герметичном корпусе.
Холодильники с двумя моторами выпускаются для двухкамерных агрегатов или форм-факторов сайд бай сайд. В этом случае каждый блок оснащен индивидуальным компрессором, за счет чего у пользователя есть возможность производить корректировку температурного режима в каждом из них по отдельности
Дополнительно стоит отметить, что большинство холодильных устройств имеют отличающиеся температурные показатели внутри основного блока. Так производители упрощают систему организации хранения различных категорий продуктов.
В зависимости от зоны климат может настраиваться от сухого к влажному, а температура основного отсека от 0 до 5-6 °C, морозильного – до -30 °C.
Разобравшись с устройством, переходим к разбору основных факторов поломки компрессора, после чего потребуется произвести его демонтаж.
Основные причины поломки нагнетателя
Все проблемы в компрессионном узле условно делятся на две основные группы: с работающим и неработающим мотором. Первый вариант выглядит следующим образом: при включении слышно звук от компрессора, горит лампочка на холодильнике. Соответственно, во другом варианте — агрегат вовсе не включается.
Причина #1 — утечка хладагента или дефект терморегулятора. Здесь основная причина может быть заключена в утечке фреона.
Проводить самостоятельную проверку можно таким способом: прикоснуться к конденсатору — его температура будет соответствовать комнатной.
Инспектирование степени нагрева конденсатора может выявить одну из причин поломки холодильника – утечка хладагента. При этом прибор будет функционировать, однако температура в камерах не будет поддерживаться
Возможна и другая причина – выход из строя терморегулятора. При этом сигнал о неправильном температурном режиме попросту не будет поступать.
Причина #2 — проблемы с обмоткой. Если агрегат не включается, то возможной причиной может послужить обрыв цепи обмоток компрессора.
Произойти такая ситуация может как на рабочей, так и на пусковой или же на двух сразу. При включенном в сеть холодильнике, нагнетатель не работает, а температура его блока комнатная.
Причина #3 — межвитковое замыкание. Устройство запускается, однако не более, чем на минуту. А корпус чрезмерно прогревается.
При этом витки обмотки замкнуты, их сопротивление понижено, через релейный блок проходит повышенная сила тока. Реле производит выключение нагнетателя, будет слышен щелчок. После охлаждения пусковика оно снова включает компрессор и так по кругу.
Причина #4 — заклинивание двигателя. При включении слышна работа электромотора, но вращения не происходит, компрессор не осуществляет сжатие, сопротивление обмоток на максимуме.
Причина #5 — поломка клапанов. Потеря холодопроизводительности связана с дефектами клапанов.
В результате такой поломки агрегат работает без отключения и не создает должного уровня компрессии, соответственно, блоки холодильного устройства не набирают нужную температуру.
Нередко в таком случае может быть слышен нехарактерный звон металлических частей при функционировании. Выяснить это можно, определив степень подачи воздуха.
Подтвердить наличие деформации клапанов можно, зафиксировав степень подачи воздуха в компрессор. Для этого потребуется специальное устройство с манометром
Чтобы удостовериться в «диагнозе», потребуется с помощью трубореза отрезать заправочный патрубок. Аналогичные действия проделываем и с фильтром конденсатора.
Теперь на их место подсоединяем манометрический коллектор, включаем нагнетатель и проверяем формируемый уровень воздушной компрессии – норма 30 атм.
Причина #6 — терморегулирующий датчик или пусковое реле. Также необходимо проверить на дефекты такие элементы, как термодатчик и релейный блок.
При таком сбое компрессор либо не включается, либо включается на 1-2 минуты. При проверке сопротивления обмоток будут фиксироваться номинальные значения.
Поэтапный процесс самостоятельной замены
Если причины сбоев в работе не определены, ремонту подлежит сам нагнетатель. А для начала его потребуется извлечь из холодильного блока и проверить работоспособность.
Этап #1 — проводим демонтаж нагнетателя
Расположен компрессор сзади холодильника в его нижней части. В процессе демонтажа будут применены следующие инструменты:
- плоскогубцы;
- гаечные ключи;
- плюсовая и минусовая отвертки.
Нагнетатель размещен между двух патрубков, соединенных с системой охлаждения. С помощью плоскогубцев их потребуется откусить.
Патрубки, по которым циркулирует хладагент, ни в коем случае нельзя отпиливать ножовкой, ведь в процессе обязательно будет формироваться мелкая стружка, которая при попадании в конденсатор будет перемещаться по системе, тем самым приведет к быстрому выходу из строя ее элементов
Холодильник запускают на 5 минут, в течение которых фреон переходит в состояние конденсата. После к заправочной линии подключается вентиль со шлангом, подсоединенный к баллону. За 30 с при открытом вентиле весь хладагент будет стравлен.
После снимаем релейный блок. Визуально его можно сравнить с обычной коробкой черного цвета с выходящими из нее проводами.
В первую очередь на пусковике помечают верх и низ – это пригодится в процессе обратной установки. Открутив фиксаторы и сняв с траверсы, также перекусываем проводку, ведущую к вилке.
Все крепежи выкручиваем вместе с обзорным прибором. Зачищаем все трубки для пайки нового устройства.
Этап #2 — измеряем омическое сопротивление
Для того чтобы удостовериться в работоспособности комплектующего элемента, мы произведем внешний осмотр, а также опробование и проверку его отдельных компонентов. В первую очередь инспектируем состояние мотора. Это можно сделать, применяя мультиметр или омметр.
Как говорилось ранее, первоначально проверяется питающий кабель. Если он рабочий, обследуем сам нагнетатель. Для этого воспользуемся тестером.
Корректность функционирования компрессора можно проверить и кустарным методом с помощью зарядки: минусовые щупы одеваем на корпус лампочки номиналом 6 В. Плюс подсоединяем к верхней ножке обмотки питания и касаемся каждой из них цоколем лампочки. При исправности все они должны давать подсветку лампы
В первую очередь снимаем защитный блок и извлекаем содержание, отключаем от пускового реле. Далее, с помощью щупов мультиметра производим попарный замер проводов.
Полученные результаты сверяем с таблицей, в которой указаны оптимальные показатели именно для этой модели компрессора.
Данные исправного прибора в стандартном варианте будут следующие: между верхним и левосторонним контактом – 20 Ом, верхним и правосторонним – 15 Ом, лево- и правосторонними – 30 Ом. Любые отклонения свидетельствуют о поломках.
Проверяется сопротивление между проходными контактами и корпусом. Показания обрыва (знак бесконечности) указывают на исправность прибора. Если тестер выдает какие-либо показатели, чаще всего это ноль, – присутствуют неисправности.
Этап #3 — проверяем силу тока
Проверив сопротивление, необходимо измерить ток. Для этого подключаем пусковое реле и включаем электромотор. Клещами тестера зажимаем один из сетевых контактов, ведущих к прибору.
При работе с компрессором первоначально его инспектируют на предмет пробоя кожуха, т. к. есть вероятность удара током в случае, если обмотка дает напряжение на корпус
Сила тока должна быть идентичной мощности двигателя. К примеру, мотор мощностью 120 Вт соответствует силе тока в 1,1-1,2 А.
Этап #4 — готовим инструменты и оборудование
Для замены неисправного компрессора холодильника нужно подготовить такой комплект инструментов и материалов:
- переносную станцию регенерации, заправки и вакуумирования;
- аппарат для сварки или горелка с баллоном МАРР газа;
- компактный труборез;
- клещи;
- муфта Ганзена для герметичного соединения компрессора с заправочным патрубком;
- медная труба 6 мм;
- фильтр-поглотитель для монтажа у входа в капиллярную трубку;
- сплавы меди с фосфором (4-9%);
- бура паяльная в качестве флюса;
- баллон с фреоном.
Также следует заострить внимание и на мерах безопасности при работе с ремонтной аппаратурой. В первую очередь нужно обустроить изолирующую площадку и отключить холодильный агрегат от питания.
Демонтировав старый компрессор, нужно обязательно подготовить и зачистить все медные патрубки для последующей спайки с новым устройством
После каждой заправки фреоном, перед тем как выполнять пайку помещение проветривается в течение четверти часа. Не допускается включение нагревательных приборов в помещении, где производится ремонт.
Этап #5 — монтируем новый компрессор
В первую очередь необходимо прикрепить новый нагнетатель на траверсе холодильного блока. Снять все заглушки с трубок, идущих от компрессора, и проверить давление атмосферы в устройстве.
Разгерметизировать его не раньше чем за 5 минут до процесса пайки. Затем проводим стыковку патрубков компрессора с нагнетательной, отсасывающей и заправочной линиями, их длина составляет 60 мм, а диаметр 6 мм.
Во время пайки нельзя направлять огонь горелки вовнутрь патрубков, т. к. на подвеске и глушителе нагнетателя есть пластмассовые элементы
Спаивание трубок выполняется согласно очередности: заправочная, отводящая излишки хладагента и нагнетательная.
Теперь удаляем заглушки с фильтра-осушителя и устанавливаем последний на теплообменнике, вставив в него дроссельный патрубок. Запаиваем швы двух элементов контура. На этом этапе на заправочный шланг одеваем муфту Ганзена.
Этап #6 — запускаем хладагент в систему
Для заправки холодильной системы фреоном к заправочной линии с муфтой подключаем вакуум. Для первичного запуска довести до давления в 65 Па. Установив на компрессор защитное реле, производится коммутация контактов.
Процесс вакуумирования – создание в охладительном узле уровня компрессии ниже атмосферного. Снижая таким способом давление, удаляется вся влага
Подключить холодильник к электропитанию и заполнить хладагентом на 40% от нормы. Это значение указывается в таблице, расположенной сзади устройства.
Агрегат включается на 5 минут и проверяются соединительные узлы на предмет герметичности. Затем его нужно снова отключить от питания.
Хладагент заправляется в жидком состоянии. Требуемое количество указывается производителем в параметрах холодильного устройства, размещенных на задней стенке
Выполнить второй раз вакуумирование до остаточного значения в 10 Па. Длительность процедуры не меньше 20 минут.
Включить агрегат и произвести полное заполнение контура фреоном. На финишном этапе консервируем трубку методом пережатия. Снимаем муфту и запаиваем патрубок.
Полезные рекомендации по пайке швов
Пайка двух патрубков, произведенных из меди, осуществляется сплавом меди с фосфором (4-9%). Состыкованные элементы размещают между горелкой и экраном, разогрев его до вишневого цвета.
Накаленный припой опускают во флюс и расплавляют нажатием прутка к нагретому стыковочному участку.
Контрольный осмотр паяльных швов производится со всех сторон с помощью зеркала. Они должны быть целостными, без зазоров
Для пайки трубок из стали или из его сплава с медью применяется припой с содержанием серебра. Паяльный элемент подогревают до красного цвета.
После того как шов затвердел, его протирают влажной ветошью для устранения флюсовых остатков.
Выводы и полезное видео по теме
Инструменты и материалы, что потребуются для замены компрессора, а также все этапы работы доступно изложены в видеосюжете на примере холодильника Атлант:
Основные правила вакуумирования охладительной системы:
Заявленный производителями срок службы компрессора составляет 10 лет. Однако и его поломки неизбежны. В этом случае при оснастке необходимым оборудованием можно воспроизвести замену сломанного компрессора самостоятельно, предварительно ознакомившись со всеми правилами безопасности и этапами предстоящей работы.
Работа бытового и промышленного холодильного оборудования напрямую зависит от циркуляции хладагента, отвечает за этот процесс компрессорная установка. По сути, это самый важный элемент конструкции, без которого домашний холодильник заинтересует только приемщиков вторсырья. Чтобы произвести ремонт этого устройства или произвести замену, важно понимать принцип его работы. В данной публикации мы расскажем о внутреннем устройстве различных компрессоров бытовых холодильников и их особенностях.
Кратко о типах оборудования
По принципу работы данное оборудование можно разделить на четыре вида:
- Пароэжекторное, в качестве хладагента выступает, как правило, вода. Применяется в различных промышленных техпроцессах.
- Абсорбционное, для работы использует не электрическую, а тепловую энергию.
- Термоэлектрическое, на элементах Пельтье, широкое применение остается под вопросом ввиду низкого КПД (подробную информацию об этих устройствах можно найти на нашем сайте).
- Компрессорное.
Именно последний вид оборудования широко используется в бытовых и промышленных агрегатах.
Компрессор для холодильника: принцип работы
Чтобы понять назначения данного аппарата, следует рассмотреть схему работы оборудования. Упрощенный вариант, где указаны только основные элементы конструкции, приведен ниже.
Рис. 1. Принцип работы холодильной установки
Обозначения:
- А – Испарительный радиатор, как правило, изготовлен из медных трубок и расположен внутри камеры.
- B – Компрессорный аппарат.
- С – Конденсатор, представляет собой радиаторную сборку, расположенную на тыльной стороне установки.
- D – Капиллярная трубка, служит для выравнивания давления.
Теперь рассмотрим, алгоритм работы системы:
- При помощи компрессора (В на рис. 1), пары хладагента (как правило, это фреон) нагнетаются в радиатор конденсатора (С). Под давлением происходит их конденсация, то есть фреон меняет свое агрегатное состояние, переходя из пара в жидкость. Выделяемое при этом тепло радиаторная решетка рассеивает в окружающий воздух. Если обратили внимание, тыльная часть работающей установки ощутимо горячая.
- Покинув конденсатор, жидкий хладагент поступает в выравниватель давления (капиллярная трубка D). По мере продвижения через данный узел давление фреона снижается.
- Жидкий хладагент, теперь уже под низким давлением, поступает в испарительный радиатор (А), под воздействием тепла которого, он опять меняет агрегатное состояние. То есть становиться паром. В процессе этого происходит охлаждение испарительного радиатора, что в свою очередь привод к понижению температуры в камере.
Далее идет повторение цикла, до установления в камере необходимой температуры, после чего датчик подает сигнал на реле для отключения электроустановки. Как только происходит повышение температуры выше определенного порога, аппарат включается и установка работает по описанному циклу.
Исходя из вышеописанного, можно заключить, что данное устройство представляет собой насос, обеспечивающий циркуляцию хладагента в системе охлаждения.
Классификация компрессоров в холодильном оборудовании
Несмотря на общий принцип работы, конструкция механизмов может существенно отличатся. Классификация производится по принципу действия на три подтипа:
- Динамический. В таких устройствах циркуляция хладагента производится под воздействием вентилятора. В зависимости от конструкции последнего их принято разделять на осевые и центробежные. Первые устанавливаются внутрь системы, и в процессе работы нагнетают давление. Их принцип работы такой же, как у обычного вентилятора. Осевой компрессор
У вторых более высокий КПД за счет роста кинетической энергии, под воздействием центробежной силы.
Центробежный компрессор в разрезе
Основной недостаток таких систем – деформация лопастей вследствие эффекта кручения, возникающего под воздействием крутящего момента. Динамические установки не применяются в бытовом оборудовании, поэтому для нас они не представляет интереса.
- Объемный. В таких устройствах эффект сжатия производится при помощи механического приспособления, приводящегося в действие двигателем (электромотором). Эффективность данного типа оборудования значительно выше, чем у винтовых агрегатов. Широко применялся до появления недорогих роторных аппаратов.
- Роторный. Этот подвид отличается долговечностью и надежностью, в современных бытовых агрегатах устанавливается именно такая конструкция.
Учитывая, что в бытовых устройствах используются два последних подвида, имеет смысл рассмотреть их устройство более подробно.
Устройство поршневого компрессора холодильника
Данный аппарат представляет собой электрический мотор, у которого вертикальный вал, конструкция размещается в герметизированном металлическом кожухе.
Внешний вид поршневого компрессора со снятым верхним кожухом
При включении питания пусковым реле мотор приводит в движение коленчатый вал, благодаря чему закрепленный на нем поршень начинает совершать возвратно-поступательное движение. В результате этого происходит откачка паров фреона из испарительного радиатора (А на рис. 1) и нагнетание хладагента в конденсатор. Данному процессу способствует система клапанов, открывающаяся и закрывающаяся при смене давления. Основные элементы поршневой конструкции представлены ниже.
Конструкция поршневого компрессора в виде схемы
Обозначения:
- Нижняя часть металлического кожуха.
- Крепление статора электромотора.
- Статор двигателя.
- Корпус внутреннего электромотора.
- Крепеж цилиндра.
- Крышка цилиндра.
- Плита крепления клапана.
- Корпус цилиндра.
- Поршневой элемент.
- Вал с кривошипной шейкой.
- Кулиса.
- Ползунок кулисного механизма.
- Завитая в спираль медная трубка для нагнетания хладагента.
- Верхняя часть герметичного кожуха.
- Вал.
- Крепление подвески.
- Пружина.
- Кронштейн подвески.
- Подшипники, установленные на вал.
- Якорь электродвигателя.
В зависимости от конструкции поршневой системы данные устройства делятся на два типа:
- Кривошипно-шатунные. Используются для охлаждения камер большого объема, поскольку выдерживают значительную нагрузку.
- Кривошипно-кулисные. Применяются в двухкамерных холодильниках, где практикуется совместная работа двух установок (для морозильника и основной емкости).
В более поздних моделях поршень приводится в действие не электродвигателем, а катушкой. Такой вариант реализации более надежен, за счет отсутствия механической передачи, и экономичен, поскольку потребляет меньше электроэнергии.
Обратим внимание, что поршневые аппараты не подлежат ремонту в бытовых условиях, поскольку их разборка приводит к потере герметичности. Теоретически ее можно восстановить, но для этого необходимо специализированное оборудование. Поэтому при выходе аппаратов из строя, как правило, производится их замена.
Устройство роторных механизмов
Если быть точным, то такие устройства необходимо называть двухроторными, поскольку необходимое давление создается благодаря двум роторам со встречным вращением.
Внешний вид двухшнекового (ротационного) компрессора
Внутри компрессора фреон, попадая в сжимающийся «карман» выталкивается в отверстие небольшого диаметра, чем создается необходимое давление. Несмотря на относительно небольшую скорость вращения роторов, создается необходимый коэффициент сжатия. Отличительные особенности: небольшая мощность, низкий уровень шума. Основные элементы конструкции механизма представлены ниже.
Конструкция линейного роторного компрессора в виде схемы
Обозначения:
- Отводной патрубок.
- Отделитель масла.
- Герметичный кожух.
- Фиксируемый на кожухе статор.
- Обозначение внутреннего диаметра кожуха.
- Обозначение диаметра якоря.
- Якорь.
- Вал.
- Втулка.
- Лопасти.
- Подшипник на валу якоря.
- Крышка статора.
- Вводная трубка с клапаном.
- Камера-аккумулятор.
Устройство инверторного компрессора холодильника
По сути, это не отдельный вид, а особенность работы. Как уже рассматривалось выше, мотор установки отключается при достижении пороговой температуры. Когда она поднимается выше установленного предела, производится подключение двигателя на полной мощности. Такой режим запуска приводит к снижению ресурса электромеханизма.
Возможность избавиться от такого недостатка появилась с внедрением инверторных установок. В таких системах двигатель постоянно находится во включенном состоянии, но при достижении нужной температуры снижается его скорость вращения. В результате хладагент продолжает циркулировать в системе, но значительно медленней. Этого вполне достаточно для поддержки температуры на заданном уровне. При таком режиме работы продлевается срок службы и меньше потребляется электроэнергии. Что касается остальных характеристик, то они остаются неизменными.
Рекомендуем изучить:
- Ремонт холодильника daewoo своими руками
- Клапан электромагнитный соленоидный нормально закрытый
- Ремонт кондиционера самсунг своими руками