Как реле подключить к холодильнику?

Содержание

Самым необходимым прибором, как в квартире, так и в частном доме, является холодильник. И с этим утверждением сложно не согласиться, не так ли? Сложно найти жилище, где него нет. Как и любые приборы, холодильники могут ломаться. Но бывают ситуации, когда поломку можно диагностировать самостоятельно.

Практически все бытовое холодильное оборудование снабжено однофазным двигателем. Для его старта приходится использовать пусковое реле. Если эта простая, но важная деталь выходит из строя, то компрессор перестанет запускаться. Но, зная принципы работы устройства, можно определить проблему и ее исправить.

В этой статье речь пойдет о том, как работает пусковое реле холодильника и о признаках его неисправности. Мы расскажем, как установить неполадки в работе холодильного оборудования. Материал сопровождается видеороликами, которые помогут понять принцип работы пускового реле, а также, в случае необходимости, выявить его неисправность.

Запуск однофазного асинхронного электродвигателя

По своей сути моторы компрессоров, установленных в современные холодильники, представляют собой однофазные асинхронные электродвигатели с пусковой обмоткой. Их основными компонентами являются вращающийся ротор и стационарный статор.

Ротор представляет собой полый цилиндр, выполненный из токопроводящего материала или содержащий короткозамкнутую проводку.

Статор включает две обмотки: рабочую (основную) и пусковую (стартовую). Они взаиморасположены под углом 90 градусов, либо имеют противоположное направление намотки – так называемый «бифиляр».

Переменный ток, проходя по основной обмотке, создает магнитное поле с изменяющимся вектором.

как реле подключить к холодильнику

Пульсирующее поле можно разложить на два, вращающихся с одинаковым периодом, но в противоположных направлениях. Так легче понять физическую сущность процесса воздействия на ротор

Если ротор не статичен, то по закону электромагнитной индукции двигатель будет развивать или тормозить вращающий момент, так как скольжение относительно прямо- и обратнонаправленного магнитного потока отличается.

Поэтому для поддержания движения достаточно переменного тока, проходящего по рабочей обмотке.

Если ротор неподвижен, то при одинаковом скольжении относительно магнитных потоков результирующий электромагнитный момент будет равен нулю. В этом случае необходимо создать пусковой момент. Для этого и нужна стартовая обмотка.

Токи в обмотках должны быть сдвинуты по фазе, поэтому в двигатель внедряют фазосмещающий элемент – регистр, дроссель или конденсатор. После достижения ротором необходимого вращения, подача электричества на стартовую обмотку прекращается.

Таким образом, для старта однофазного асинхронного электродвигателя необходимо прохождение тока по двум обмоткам, а для поддержания вращения ротора – только по рабочей.

Для регулирования этого процесса в цепи перед компрессором холодильника и устанавливают пусковое реле.

как реле подключить к холодильнику

Реле располагают близко от компрессора и таким образом, чтобы его можно было легко снять. Именно с проверки этого узла начинают, когда двигатель работает проблемно

Принцип работы пускового реле

Несмотря на большое количество производителей комплектующих к холодильникам, схема работы и конструкция пусковых реле практически одинакова. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.

Схема устройства и подключение к компрессору

Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую, а другой (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:

  • первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
  • второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.

Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов.

Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.

как реле подключить к холодильнику

Электрическая схема пускозащитного реле может иметь незначительные модификации в зависимости от производителя. На рисунке приведена схема подключения этого устройства в холодильнике Орск

Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор для понимания расположения проходных контактов.

Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:

  • «S» – пусковая обмотка;
  • «R» – рабочая обмотка;
  • «C» – общий выход.

Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.

Замыкание контактов посредством индукционной катушки

Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.

В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток.

В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.

При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается.

Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.

как реле подключить к холодильнику

На крышке реле с индукционной катушкой есть стрелка «верх», которая указывает правильное положение устройства в пространстве. Если его разместить по-другому, то не произойдет размыкание контактов под действием силы тяжести

Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.

Регулирование подачи тока позистором

Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора.

Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.

В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.

По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи.

Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.

как реле подключить к холодильнику

Позистор имеет форму низкого цилиндра, поэтому профессиональные электрики его часто называют «таблеткой»

Реализация защиты токового типа

Асинхронный мотор представляет собой сложный электрический прибор, который подвержен поломкам. Если произойдет короткое замыкание, то сработает автоматический выключатель, установленный в распределительном щите.

При отказе вентилятора, который охлаждает обмотку и механические подвижные элементы, среагирует встроенная тепловая защита компрессора.

как реле подключить к холодильнику

Внутренняя тепловая защита электродвигателя основана на позисторах. Она реагирует на общее изменение температуры внутри устройства, которое может иметь как внутренние, так и внешние причины

Однако может возникнуть ситуация, когда мотор длительное время (более 1 секунды) начинает потреблять ток больше номинального в 2-5 раз. Чаще всего это происходит при незапланированной нагрузке на валу, возникающей из-за заклинивания двигателя.

Сила тока возрастает, однако не достигает значений короткого замыкания, поэтому автомат не сработает. Причин отключения у тепловой защиты тоже нет, так как температура за такой короткий промежуток времени не изменится.

Единственный способ оперативно среагировать на возникшую ситуацию и избежать оплавления рабочей обмотки – срабатывание токовой защиты, которая может быть установлена в разных местах:

  • внутри компрессора;
  • в отдельном токозащитном реле;
  • внутри пускового реле.

Устройство, сочетающее функции включения пусковой обмотки и токовой защиты двигателя называют пускозащитным реле. Большинство компрессоров холодильников комплектуют именно таким механизмом.

Действие токовой защиты основано на трех принципах:

  • при увеличении силы тока возрастает сопротивление, что приводит к нагреву токопроводящего материала;
  • под действием температуры происходит расширение металла;
  • термический коэффициент расширения для разных металлов отличается.

Поэтому используют биметаллическую пластину, которая сварена из металлических листов с отличающимися коэффициентами расширения. Такая пластина изгибается при нагреве. Один ее конец фиксируют, а второй, отклоняясь, размыкает контакт.

Для нагрева биметаллического размыкателя обычно располагают рядом спираль, через которую проходит электричество. Хотя иногда реализуют «прямой» вариант в виде токопроводящей пластины

Пластина рассчитана на температурное реагирование при прохождении тока определенной силы. Поэтому при замене пускозащитного реле необходимо проверить его совместимость с установленной моделью компрессора.

Выявление возможных неисправностей

Учитывая незначительное количество элементов реле, можно последовательно проверить их на работоспособность. Для этого понадобится плоская отвертка и мультиметр.

№ 1 — неполадки при работе реле

С конструктивных позиций, реле с катушкой является устройством с нормально разомкнутыми контактами, а позисторный вариант – с нормально замкнутыми контактами.

Хотя и в том и в другом случае возможны варианты, когда при старте будет отсутствовать подача тока на пусковую обмотку или, наоборот, не сработает ее отключение.

Если компрессор исправен, но не включается по команде, поданной с блока управления холодильником, то это сигнализирует об отсутствие напряжения на пусковой обмотке статора.

Причиной этого может быть:

  • разрыв электрической цепи;
  • проблема контактной планки;
  • перегрев позистора;
  • срабатывание системы электрической защиты и ее невозврат в нормальное положение.

Если холодильник включается на 5-20 секунд, а потом отключается, то чаще всего это является следствием срабатывания защитного механизма реле. Причины могут быть следующие:

  • защитный механизм исправен, а срабатывание происходит по причине проблем в рабочей обмотке двигателя;
  • защитный механизм исправен, но в реле не происходит размыкание контактов в цепи стартовой обмотки;
  • защитный механизм неисправен, происходит ложное срабатывание при незначительном нагреве.

Так как причин неисправности может быть несколько, то необходимо провести полную диагностику пускозащитного реле холодильника.

Стоимость пускозащитных реле на такие марки как Атлант или Бирюса не превышает 500 рублей. Если быстро приобрести и установить новое рабочее устройство, то холодильник даже не успеет разморозиться

№2 — неисправности контактов электроцепи

Неисправность пускозащитного реле можно выявить с помощью мультиметра. Для этого необходимо прозвонить три участка электрической цепи:

  1. Если на участке от входа до выхода на рабочую обмотку есть обрыв, то необходимо проверить место размыкания контактов защитным механизмом. Возможно, что он сработал и не вернулся в исходное состояние или окислились размыкаемые контакты.
  2. Если нет контакта на участке от входа до выхода на пусковую обмотку, то помимо банального разрыва токопроводящей жилы возможны два варианта: размыкание цепи защитным механизмом или отсутствие контакта через планку.
  3. Обрыв на прямом (нулевом) участке означает механическое повреждение цепи – его легче всего найти и исправить.

Если работа реле основана на использовании индукционной катушки, то необходимо принудительно поднять планку – иначе контакта не будет.

Используя мультиметр несложно обнаружить неисправные контакты путем их прозвона через сопротивление. Важно не торопиться и выполнять проверку поочередно на каждом участке цепи

№3 — некорректная работа позистора

Чтобы убедиться в том, что позистор работает исправно, необходимо проверить его в холодном и нагретом состоянии.

В первую очередь надо подождать, когда позистор остынет (достаточно 2-3 минуты в неработающем состоянии) и прозвонить его с помощью мультиметра. В случае отсутствия тока или регистрации большого сопротивления, позистор неисправен и его нужно заменить.

Если устройство исправно работает, то при его проверке в холодном состоянии мультиметр должен показать наличие незначительного сопротивления

Для проверки способности разъединения, нужно подключить к позистору потребителя электроэнергии, например, стоваттную лампу накаливания.

Для этого нужна электрическая вилка с двумя клеммами, которые подсоединяют на вход в устройство. Провода от лампы подсоединяют к разъемам, ведущим на ноль и пусковую обмотку.

При включении вилки в розетку лампочка загорится. Так как номинал проходящего тока в эксперименте значительно меньше, чем при пуске компрессора, то позистор будет долго нагреваться – для стоваттной лампы время реагирования составит 20-40 секунд.

Если через некоторое время лампочка погаснет, то устройство исправно. Если потребитель не будет обесточен, то это означает, что позистор нерабочий.

В домашних условиях его ремонт невозможен, стоит он недорого, поэтому необходимо приобрести аналогичный по параметрам элемент.

№4 — проблемы с контактной планкой

Существует два типа проблем с контактной планкой:

  • не происходит пропуск тока при замыкании контактов;
  • планка залипает и не опускается.

Первая проблема может возникнуть по причине окисления контактов. В этом случае необходимо их зачистить наждачной бумагой.

Также причиной может быть искривление положения планки, тогда необходимо установить ее горизонтально.

Чтобы прочистить контакты и удалить грязь или следы окисления можно воспользоваться мелкой наждачной бумагой насадив ее на иголку или тонкое гибкое шило

Более сложная проблема – место сочленения планки и штыря, на который воздействует магнитное поле соленоида. Решение проблемы здесь индивидуальное и зависит от типа неисправности.

Залипание планки выражается в том, что она не отходит вместе с сердечником. Для этого необходимо почистить контакты, чтобы удалить клеящее вещество и сделать их гладкими.

№5 — нештатное срабатывание токовой защиты

Если при прозвоне обнаруживается отсутствие контакта от входа до обеих обмоток, то, скорее всего, обрыв произошел в зоне защиты.

В большинстве случаев это или отход контакта, который размыкает биметаллическая пластина, или повреждение в районе нагревающей спирали.

Биметаллическую пластину и нагревающую ее спираль нельзя изгибать, смещать или проводить с ними иные действия, которые вызовут изменение настроенного режима срабатывания

Если исправить повреждение иначе не удается, то придется приобретать новое реле.

Выводы и полезное видео по теме

Обзор принципа действия, типов и основных неисправностей пускозащитного реле:

Признаки поломок распространенного пускового реле РКТ. Подключение внешнего конденсатора для компенсации нестабильного напряжения:

Прозвон двигателя и реле. Ремонт катушки:

Несложная конструкция пускового реле позволяет самостоятельно находить неисправности и легко устранять их. Для этого не нужны глубокие знания в электрике или специальный инструмент. Однако необходимо соблюдать пунктуальность, так как от качества проведенных работ зависит функциональность дорогостоящего оборудования.

Условно, холодильник можно рассматривать как систему терморегулятора, реле, компрессора. Из строя могут выходить все три компоненты, более того симптомы иногда даже бывают одинаковыми. Иногда мастера, при поломке, подозревают компрессор или терморегулятор, но ломается реле. В этой статье мы ответим на вопрос: как подсоединить обычное пусковое (реле) устройство стандартного холодильника.

Для того чтобы установить в холодильник компрессор, естественно следует понимать принципы его работы и  выполняемые им функции. В обратном случае, ремонт может обойтись слишком дорого.

Задачи двигателя во всех холодильных системах абсолютно одинаковая. Мотор должен откачивать нагретый хладогент (чаще всего, фреон), качать его в сторону конденсатора. Задача этой компоненты – охлаждать и, соответственно, сжижать фреон.

Реле компрессора

Принцип действия пускозащитного реле

Схема холодильника и реле (система реле-компрессор)

Мы будем рассматривать установку компрессора на примере холодильников Атлант, однако адаптировать ее и применить на другом типе холодильников, проблем не составит.

Схема подключения

Принцип действия достаточно прост, он широко применяется во многих устройствах, содержащих электродвигатель. Двигатель вращает коленвал, который располагается внутри корпуса. С каждым оборотом поршня приводится в движение поршень; получаются вращательно-поступательные движения. Это и заставляет газ проходить через клапан всасывания, после чего попадать в холодильную камеру.

Задача компоненты в том, чтобы запустить двигатель, благодаря которому и работает компрессор. Чтобы правильно подключить, следует сперва понять из чего узел состоит.

Пускозащитное реле состоит из таких компонентов как недвижимые и движимые контакты, сердечник и его штоки, нагревательные элементы и контакты.

Чтобы установка мотора прошла корректно, следует тщательно изучить работу пускового механизма.

Реле – основа, благодаря которой запускается мотор; именно это устройство выключает его в нужные моменты. Таким образом, оно «спасает» двигатель от перегрузок, заставляет его работать в более щадящем режиме, продлевая срок службы в десятки, а иногда даже в сотни раз.

Алгоритм подключения к компрессору

Прежде, чем приступить к работе, советуем детально изучить схему подключения компрессора.

Устройство пускового реле

Для того, чтобы произвести замену (установку) компрессора нам понадобится тестер (мультиметр), компрессор и, конечно же, пусковое реле. Важно помнить, что запустить компрессор без прибора можно, однако это делается только ради проверки двигателя, в диагностических целях.  Если вы хотите установить мотор, чтобы получить работающий полноценный холодильник, всегда следует подключать реле.

Мультиметр следует выставить на килоомы (или Омы), после чего замерить сопротивление между обмотками конденсатора. Рабочей обмоткой будет то место, где сопротивление минимально. Именно это место следует подключать к сети 220 Вольт через реле.

Получаем реле, к которому подключено 4 провода: 2 идут от конденсатора, 2 непосредственно от вилки. После этого реле подключается к мотору и вилка включается в розетку.

Это позволяет протестировать компрессор: после подключения к сети, в одну трубку воздух должен всасываться, из другой, наоборот, выдуваться.

Часто так случается, что после подключения, двигатель не работает. Причиной, почти всегда, является клин. Чтобы избежать ее, бежать в сервис вовсе необязательно, можно произвести расклинивание самостоятельно.

Вам понадобится специальное устройство, которое состоит из двух диодов. Устройство нужно подключить к обмоткам мотора и дать кратковременное напряжение на несколько секунд. После этого, спустя 30 секунд повторить процедуру. Расклинивание происходит благодаря «раскачиванию» мотора – с частотой 50 Гц вал двигается в обе стороны, такие вибрации купируют клин полностью.

Конструкция пускозащитного реле. Разница в местоположении разных типов

Пускозащитное реле состоит из следующих компонент:

  • недвижимые контакты;
  • движущиеся (динамические) контакты;
  • штоки сердечников;
  • сердечник;
  • биметаллическая пластина и ее нагревательный элемент;
  • контакты.

Чтобы установка мотора прошла корректно, следует тщательно изучить строение и принцип работы. Иначе процедура запуска компрессора может не увенчаться успехом.

Надежный способ диагностики

Когда пусковик перестает работать, останавливается и холодильник. Симптомы повреждения могут быть следующими:

  • двигатель работает постоянно, не прерываясь (холодильник не выключается сам);
  • на стенках появляется большое количество «снежной шубы», устройство морозит слишком сильно (из-за повышенной и безостановочной циркуляции);

Снежная шуба – верный признак неисправности

  • наоборот – внутри холодильной камеры слишком тепло;
  • холодильник не включается сразу после отключения (не поддается «перезагрузке»).

Следует полностью отключить холодильник от сети, разморозить его. Все содержимое следует вынуть наружу, холодильник должен быть полностью пуст. Холодильник следует после этого включить и переключить регулятор температуру на самый максимум (минимум температуры). Внутри камеры, в камере следует оставить термометр (желательно, электронный). Если реле работает корректно, то в нужный момент термометр зафиксирует нужный уровень температуры и холодильник выключится. Если после достижения указанной температуры, мотор продолжает трудится (а значит, и охлаждать), то пусковое устройство следует заменить.

Как подключить и отрегулировать реле

Если холодильник совсем перестал включаться, то провести проверку будет по выше описанной схеме не представляется возможным.

Для начала следует произвести демонтаж. Выключите холодильник из розетки, удалите регулировочную ручку, крепеж и снимите все защитные элементы.

Для заземления используется провод желтого цвета (чаще всего на нем также имеется зеленая полоска).

Разводка проводов

Этот кабель не трогайте, а все остальные соедините друг с другом (лучше всего – установить специальную шину, которая соединяет контакты). Если после этого холодильник не включается, это означает, что проблема скорее всего в компрессоре.

Очень важно понимать и помнить какой именно провод для чего был предназначен.

Очень важно перед заменой проверить работу компрессора. Если компрессор работает исправно, значит следует осторожно снять реле и подключить на старые провода новое устройство. Помните, что перепутав провода, можно вывести из строя новое реле.

Чтобы отрегулировать компонент, советуем задействовать вышеописанную схему: поместите термометр внутрь камеры, запустите холодильник по максимуму и ожидайте выключения. Каждый раз настраивайте реле так, чтобы выключение мотора происходило одновременно с достижением установленной температуры.

Как проверить пусковое реле холодильника: диагностируем сами

«А зачем его проверять?» – спросит кто-то, прочитав заголовок. А проверить его нужно в случае, если ваш холодильник запускается с перебоями. Или не сразу. Или через раз. Или не запускается вообще. За эту функцию как раз и отвечает пусковое реле холодильника. И если ему пришел конец, то вам придется покупать новое пусковое реле для холодильника вашей модели. Поэтому прежде чем тратиться на обновку для вашего «продуктохранилища», стоит посмотреть, так ли всё плохо со старым. Специалисты компании ALM-zapchasti детально описывают последовательность диагностики пускового реле.

Принцип работы этого реле следующий. При падении температуры ниже требуемой контакты терморегулятора замыкаются, а реле получает команду запустить мотор-компрессор. На всё про всё обычно уходит две секунды. Если за две секунды мотор не запустился, срабатывает защита и ротор остается неподвижным.

Для начала посмотрите, не нарушено ли крепление. Реле должно быть зафиксировано строго вертикально — так, как указано на метке. Иначе сердечник не может втянуться быстро за те самые пару секунд и замкнуть контакт. Все в порядке? Значит, нужна диагностика пускового реле.

Алгоритм проверки пускового реле холодильника

Реле РТП-1 (как вариант — РТК-Х) поставить на стол стрелкой вниз и проверить цепь между гнездами 1 и 3. Или же в модели РТП-1 между гнездом и нижней клеммой (в модели РТК-Х — между гнездом и верхней клеммой).
Реле LS-08B положить тыльной стороной вверх и проверить цепь между клеммами и гнездом 2 (или 3 — зависит от модификации). Реле ДХР положить клеммной площадкой вверх и прозвонить между клеммами 1 и 3 (или 4 — тоже зависит от модификации).

При неисправности контакта не будет. Где нет контакта, там и находится причина неисправности. Однако у пусковых реле РТК-Х и LS-08B есть особенность: две пары кантактов. При нарушении одного цепь при нерабочем положении может замкнуться через планку контактодержателя, которая проводит ток. Поэтому нужен еще и визуальный осмотр.

В первую очередь следует зачистить нерабочие контакты самой мелкой шкуркой и промыть спиртом. В реле РТП-1, возможно, придется подогнуть планку с неподвижным контактом, чтобы обеспечить плотное соприкосновение. Теперь всё должно работать.

Всё равно холодильник не запускается? Возможно, нужно таки покупать новое реле. А быть может, дело не в реле, а в самом компрессоре. Чтобы исключить лишние траты, нужно проверить и сам компрессор.

Для проверки вам понадобится несложное устройство из двухжильного провода, штепселя, кнопки звонкового типа, трех зажимов типа «крокодил». С его помощью вы запустите мотор-компрессор без пускового реле, но с защитой от перегрева обмотки. Запуститься можно следующим способом.

Алгоритм проверки мотора-компрессора

    отключить холодильник от сети;
    на реле LS-08B снять провод с клеммы 1 и замкнуть на с клеммой 2;
    на реле ДХР снять провод с 1 и замкнуть с клеммой 3;
    реле РТП-1 (РТК-Х) снять с проходных контактов (не трогая проводов, надетых на клеммы) и соединить трехжильным проводом гнезда реле с соответствующими проходными контактами;
    включить терморегулятор, а затем и сам холодильник в сеть;
    свободный провод замкнуть на гнездо 3 реле.

    Если холодильник запустился без проблем, значит неисправность кроется таки в пусковом реле. Если нет – проблема в компрессоре, а реле может работать дальше. Независимо от того, будете ли вы чинить холодильник сами или же вызовите мастера, нужные запчасти для холодильника вы всегда сможете заказать в ALM-zapchasti. Деталь обойдется дешевле, а вы получите гарантию на изделие. Но самое главное – после успешного ремонта ваш холодильник будет запускаться с первой попытки и тогда, когда нужно!

    Большой выбор запасных частей и деталей для бытовых холодильников представлен на странице

    Интернет-магазин «АЛМ Запчасти» — любые запчасти к бытовой техникеМагазин 1: Киев, ул. Ревуцкого 40Магазин 2: Киев, бул. Чоколовский 30Заказ запчастей:(044) 332 76 42, (044) 223 32 81, (067) 385 27 70Сайт:

    Ошибка

    Пускозащитное реле холодильника: конструкция и работа

    Особенности назначения пускозащитного реле мотор компрессора холодильника. Варианты возможного выбора и целесообразность самостоятельной замены детали холодильника. При использовании трехфазного двигателя холодильника, установка пусковой обмотки не нужна. При подключении к сети 380 В устройство функционирует таким образом, что все катушки статора фазируются самостоятельно. Однако при использовании сети в 220 В возникает необходимость в применении дополнительных составляющих (схемы треугольников и звезд с присутствием компрессора).

    Такая особенность позволяет проверить и обеспечить необходимое напряжение в одной из обмоток, по отношению к другим на 90 градусов. Таким образом, первая обмотка является пусковой, а мотор компрессор отключатся при максимальных оборотах. Система, используемая при подключении холодильника к линии 220В фактически делает из трехфазного мотора двухфазный аналог.

    Особенности запуска двигателя асинхронного типа при использовании однофазной сети. Как известно, 380В формируется из трех фаз по 220В, но при этом речь идет о настоящем значении, но не об амплитуде (параметр вызывающий тепловой эффект при пассивном сопротивлении). Если говорить проще, показатели переменного напряжения постоянно изменяются, поэтому, для удобства их усредняют. Это считается эффективным значением.

    Особенности реле холодильника

    Для полноценного функционирования мотора асинхронного типа, установленного в холодильнике, поле, которое находится внутри, обязательно должно вращаться. Однако, обеспечить и проверить необходимый фактор можно, подав на три обмотки фазы соответствующего значения. Результатом действия становится векторное сложение полей, при котором обеспечивается вращение, увлекающее за собой и ротор. Показатели, которые доступны при подключении трехфазного двигателя к линии в 380 В являются самыми высокими из всех видов подключения. Это становится причиной широкого использования процесса в промышленном производстве, однако мало подходит для бытовых холодильников.

    При наличии только одной фазы, вращение поля в принципе невозможно, поскольку для движения требуются минимум два вектора. Получить необходимые показатели в условиях частных квартир и домов помогает установка компрессора, обеспечивающего сдвиг напряжения на 90 градусов. Переменное поле, получаемое в процессе вращения, активирует ротор в необходимом направлении. Конечно, процесс происходит не настолько плавно, как при наличии трех векторов, однако этого достаточно для работы бытовой техники.

    Наличие трехфазного напряжения в частных жилищах для подключения холодильника не предусмотрено. Но почему? Причина заключается в необходимости специальных навыков и знания теории, что довольно сложно для восприятия среднестатистического обывателя. При наличии одной фазы и одной земли, использование бытовых приборов становится простым и удобным, что позволяет упускать результативность в угоду комфорту.

    Что же делает пусковая обмотка? В начале запуска двигателя, реле обеспечивает создание второго вектора, благодаря которому поле, образующееся в процессе, можно считать вращающимся. Не являясь ровным кругом, его показателей достаточно для раскрутки ротора. При полностью набранных оборотах, для экономии энергии и повышения КПД, пусковая катушка холодильника отключается.

    Принцип работы пускозащитного реле холодильника

    Как отключается пусковая катушка при набранных оборотах? В начале работы реле наблюдается максимальное потребление энергии, на чем все и основано. Помимо этого, часто пусковое реле используется для дополнительной защиты. Отключение осуществляется при разогреве специального элемента. После достижения максимального значения цепь теряет целостность, вне зависимости, достигнут ли установленный режим холодильника. Существует следующие схемы функционирования пускового реле:

    «Таблетки». Изготавливаются из вещества, способного к расширению при нагреве. При включении холодильника деталь является холодной. Однако при постепенном повышении температуры, происходит размыкание контакта, благодаря которому функционирующей остается только катушка. Некоторые специалисты считают, что поддержания нужного режима можно осуществить посредством использования дросселя рабочей обмотки. Проверить это можно опытным путем.

    Индукционные реле работают по принципу взаимодействия электромагнитов. Во время запуска системы холодильника потребляют максимальное количество энергии, что приводит к взаимодействию сердечника и контактов пусковой катушки. При падении силы тока, которое последует дальше, механизм ослабляется и соединения размыкаются.

    Важно заметить, что вместе с таблетками часто корпус устройства также комплектуется тепловыми реле, установленными на биметаллических пластинах. Это позволяет размыкать контакты сразу после превышения порога срабатывания. Работа реле такого типа осуществляется посредством нагрева чувствительного элемента. Такая схема защиты компрессора считается одной из самых распространенных для бытовой техники.

    Конструкция пускозащитного реле

    Пускозащитное, или пусковое реле, используемое в некоторых моделях холодильников, формой напоминает таблетку. Этот элемент расположен у корпуса мотор компрессора (черная деталь). Интересно, но для данной детали производители всегда выбирают черный цвет. Но почему?

    Черный цвет способен поглощать, а также излучать тепло. Движения процесса зависят от температурной разницы внешней среды и компрессора. В ситуациях, когда мотор нагревается, происходит выделение тепла. Для ускорения процесса охлаждения иногда используется вентилятор, благодаря которому тепло быстрее уходит в окружающее пространство.

    Пускозащитный элемент, как правило, имеет:

    • фазу на 220 В и фазу заземления (при двух входах);
    • пусковую и рабочую обмотку асинхронного двигателя, а также фазу земля (при трех входах);

    Облегчить процесс подключения холодильника для потребителя помогают цвета, в которые окрашены провода. Однако, даже при очевидных условиях, ремонт холодильника и его составляющих рекомендуется делать осторожно. Чтобы определить землю компрессора, можно снять небольшой слой краски с корпуса, что даст возможность проверить все контакты. Несмотря на простоту такого метода, его лучше оставить на случай, если другие варианты исключены.

    Местоположение устройства

    Реле компрессора РТП-моделей имеет некоторые отличия, и может быть расположено на проводе (без крепления к раме). Рабочий процесс, при этом, осуществляется с компрессором ДХМ, и отличается от ДХР меньшими показателями тока при срабатывании. Такое устройство дает возможность качественно защищать компрессор при наличии подобного тока опускания.

    Перед покупкой реле, важно проверить его соответствие с типом компрессора. Качественная установка также имеет значение. Оптимальным вариантом при выборе устройства является приобретение марки изделия, аналогичного установленному ранее.

    Как прозвонить компрессор

    В данной статье мы рассмотрим поиск неисправностей электрической части компрессоров. Очень часто при ремонте кондиционера грешат на компрессор, но в итоге дело может оказаться вовсе не в нём. Так как же правильно продиагностировать компрессор?

    Как узнать сопротивление обмоток рассказано в этой статье .

    Прозвонка компрессоров кондиционеров

    Самый распространённый тип компрессоров в кондиционерах — однофазные компрессоры с пусковой обмоткой.

    Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.

    Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.

    Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-20 Ом.

    Как видно из схемы, сопротивление между выводами М и S должно равняться сумме сопротивлений между клеммами S и С и между М и C.

    Как правило, рабочая обмотка (M-C) более мощная, поэтому её сопротивление меньше чем у пусковой (S-C).

    В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме, или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора.

    Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 ° С ).

    Сразу оговорюсь, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки).

    Измерение сопротивления изоляции мегомметром.

    Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В. Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус.

    На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки.

    Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.

    Перед измерением внимательно изучите инструкцию к вашему прибору, используется высокое напряжение, поэтому при неправильном использовании можно получить удар электрическим током или вывести прибор из строя.

    Прозвонка компрессора холодильника

    В бытовых холодильниках применяются маломощные компрессоры, в которых пусковая обмотка подключается на несколько секунд через пусковое реле с помощью позистора или электромагнитного реле.

    Схема с электромагнитным реле:

    В этом случае, ток проходит последовательно через катушку реле и рабочую обмотку компрессора. Пусковой ток всегда больше рабочего, используя этот принцип, реле рассчитано так, что пусковой ток замыкает контакты реле и подключает пусковую обмотку компрессора, который запускается. При этом ток, текущий по рабочей обмотке и обмотке реле снижается, контакты размыкаются, отключая стартовую обмотку.

    В составе реле также установлено термореле, которое отключает питание компрессора при его перегреве.

    На схеме позистор обозначен значком температуры t 0. а термореле цифрой 6.

    Принцип действия такой: при комнатной температуре позистор имеет низкое сопротивление и напрямую подаёт напряжение на пусковую обмотку S. Через него протекает ток, который разогревает его, при нагревании внутреннее сопротивление позистора увеличивается, фактически отключая пусковую обмотку через несколько секунд после запуска компрессора. Остывает позистор только после отключения питания с компрессора и при последующем цикле включения снова подключает пусковую обмотку.

    Проверка пуско-защитных реле холодильника

    Выглядят пуско-защитные реле так:

    Реле с позистором

    Круглая чёрная «таблетка» с клеммами — это термореле, которое при нормальной температуре замкнуто, а размыкается только при сильном нагревании. Проверяется омметром — сопротивление должно стремиться к нулю, или в режиме «прозвонки» — должен быть звуковой сигнал при прикладывании щупов к клеммам.

    То же самое относится и к позистору — в нормальном состоянии он замкнут. Находится он обычно внутри реле, между клеммами S и R компрессора. (На приведённом рисунке — это клеммы на белом основании).

    Трёхфазные компрессоры и компрессоры инверторных кондиционеров.

    У трёхфазных компрессоров и у инверторов сопротивление между обмотками должно быть одинаковое, так как у них нет пусковой обмотки, а в остальном методика выявления неисправностей такая же, как и для однофазного компрессора.

    Источники:
    Комментариев пока нет!